5 Мифов о Культуре и ценностях
Google, Amazon, Zappos и другие мировые трендсеттеры развенчали их давно. Но "культурная мифология" до сих пор не позволяет многим собственникам создавать кокнкурентоспособный бизнес, вовлеченные команды и получать больше от жизни - денег, драйва, качества отношений и ... смысла.

Миф 1.
Культура - это сплошная философия. Ее не измерить
Ведущие компании мира (Google, Amazon, Airbnb) не просто "меряют" культуру и ценности. Работа с культурой для них заложена как ключевой стратегический приоритет. С "культурными" показателями работает лично владелец, топ-команда и выделенные бизнес-направления .
Ведущие исследователи из года в год подтверждают, что сильная и здоровая культура дает прирост прибыли на 33-50%, снижение текучести в 3-4 раза и увеличение вовлеченности на 30%.
Миф 2
Миссия и ценности -
формальности на сайте
Они скорее выберут неидеального (а значит - настоящего) и честного (а значит умеющего признавать свои ошибки) производителя товара или услуги, чем будут притворяться, что верят декларациям и слоганам. Смотрите также Миф №4

сравните
“Не будь злом” (Google)
“Веселая и необычная атмосфера” (Zappos)
"Расчетливость" и "Оставаться непреклонным" (Amazon)
_______________________________________________________
“Качество. Эффективность. Ответственность. Командная работа.”
(Стандартные ценности большинства компаний)

Миф 3. Культура - дело HR.
Культура отражает уникальность компании и является ключевым конкурентным преимуществом. А значит должна находиться в зоне ответственности топ-команды и первого лица.
HR - важный игрок в управлении культурой. Но у него мало что получится улучшить, если культурная трансформация не является приоритетом владельцев и ключевых топ-менеджеров- главных носителей ценностей организации.
По фразе "Хотим заняться культурой - значит нам нужен HR" можно узнать безнадежно устаревшего босса.
Миф 4. Культура должна быть "красивой"
Попытка создания социально-желаемого ("для всех") образа компании, далекая от правды, приводит компанию к окончательному обезличиванию. На самом деле культура должна быть честной, а не “красивой”. Неидеальная, но честная организация более привлекательна, чем вылизанная картинка с двойными стандартами и неживая внутри.
Попробуйте взять несколько ценностей с вашего сайта - что вы чувствуете, когда перечисляете/читаете их - гордость, прилив энергии, вдохновение? Если ничего, кроме "ну, все понятно" и "нормально" - вы так и не выявили честные ценности.Мы часто подменяем то, что мы чувствуем тем, что мы думаем. И это типичная болезнь интелектуалов. Настоящее - можно почувствовать и ему веришь.


миф 5. Культура - инструмент получения прибыли
Как вам мысль, что бизнес - это реализация ценностей владельца и топ-команды? Конечно, основателю позволительно рассматривать свое детище чисто механистически - пришел раз в год, получил дивиденды - на реализацию своих ценностей и мечт. В этом случае ценности владельца могут не быть единственным источников формирования культуры компании. Но тогда уже у наемного СЕО и его команды может возникнуть дилемма - "создавать культуру вовлечения через желаемые ценности или опираться на ценности топ-команды?". К примеру, решили стать инновационными, а в компании - гиперконтроль, апатия, дырявые процессы и битва кланов внутри организации. Да и сам СЕО - не то чтобы новатор, скорее последовательный логик. И становится понятно, что в данном случае прежде чем "родить инновационность" нужно тотально оздоровиться. Но несмотря на это, есть что-то ценное и живое в организации, что недореализовано. Например, потребность в порядке и стремление к логике. Это ли не "кнопка" оздоровления культуры и получения бизнес-результата на данный момент? А справятся с этим - там и до развития новаторства недалеко.

Ирина Моржова
консультант по трансформации культуры организации. Владелец компании sPinConsulting.
Желаете получать материалы об управлении бизнесом на основе ценностей? Подпишитесь на рассылку.